Кто бы как не относился к изначально встретившей сильное сопротивление власти общественной блокаде оккупированных территорий: то ли как к пиару некоторых политических сил, то ли как реальному инструменту давления на боевиков, ограничение движения на Донбассе вскрыло ряд важных “больных” вопросов, которые ранее власть предпочитала попросту замалчивать.
В сети не раз появлялись фото и видео переполненных углем вагонов, курсирующих с захваченных районов Донбасса, в том числе, с символикой российской железной дороги. А анализ сайта “Прозорро” лишь подтверждает, что украинские предприятия закупают недешевый уголь на неподконтрольной Киеву территории. Почему и сколько украинцы платят оккупантам?
Гройсман против Гройсмана
Когда ранее в СМИ появлялась информация о том, что на Донбассе процветает, условно говоря, контрабанда, и Украина продолжает активно торговать с оккупантом, представители властной верхушки всегда яростно опровергали подобные сведения. Так, летом 2016 года в ходе общения премьер-министра Украины Владимира Гройсмана с региональными медиа глава правительства заявил, что наше государство с неподконтрольными территориями углем не торгует:
«Що стосується вугілля, то жодної гривні не перераховується на непідконтрольні території. Практично ми маємо закуповувати тільки вугілля, яке є зрозумілого походження і не має відношення до будь-яких терористичних речей», – подчеркнул тогда премьер, комментируя видео, на котором якобы глава Министерства энергетики и угольной промышленности Игорь Насалик в оккупированном Донецке обсуждает поставки угля.

Вместе с тем, как только стартовала блокада в конце января 2017 года, ряд высокопоставленных политиков признал то, что Украина не только закупает уголь на неподконтрольных территориях, а и критически зависит от данных поставок. При этом, с февраля в Украине действует чрезвычайное положение в энергетике из-за дефицита угля, что может обернуться веерными отключениями электричества в ряде регионов страны. А за день до подписания решения СНБО Президентом Украины Петром Порошенко о блокаде оккупированных территорий Владимир Гройсман заявил, что сложившаяся ситуация угрожает нашему экономическому росту.
“Сегодня возникли угрозы удержания экономического роста в связи с блокадой, которая произошла на Востоке страны. Я уже говорил и сейчас скажу – эта блокада происходит исключительно в интересах Российской Федерации. Те, кто понимают экономические процессы, также понимают, что это так и есть. Сейчас мы смотрим на то, что нужно сделать, чтобы удержать ситуацию и обеспечить соответствующий рост”, – отметил Владимир Гройсман на бизнес-форуме в Киеве, передает УНИАН.
“Ні Корупції!”, обратившись в Министерство энергетики и угольной промышленности, узнал, что за прошлый год Украина значительно нарастила объемы поставок угля из неподконтрольной территории и Российской Федерации, несмотря на продолжающиеся боевые действия и аннексию Крыма. Так, согласно официальным данным ведомства, на территории, которая контролируется государственной властью, нужный нам уголь марки “А” не добывается. А добывается он только на территории, где органы госвласти не в полном объеме осуществляют свои полномочия (по сути, за этой фразой завуалировано указывается на оккупированный пророссийскими боевиками и российскими гражданами Донбасс). При этом, в 2015 году Украина закупила в отдельных районах Донецкой и Луганской областей (ОРДЛО) 6,8 миллионов тонн угля, а в 2016 году – уже 9,2 миллиона тонн!
К слову, объемы поставок угля из других стран, кроме РФ, падали, а вот из Российской Федерации Украина нарастила поставки: так, в 2015 году в России было закуплено 628 тысяч тонн угля, в 2016 году – 715 тысяч тонн. В это же время бои на Востоке Украины не утихают, и почти каждый день у нас потери.
Как бы то ни было, на данный момент блокада ОРДЛО, не контролируемых украинской властью, осуществляется на государственном уровне. И, вероятно, топ-чиновникам таки придется искать альтернативу углю из оккупированных территорий, тем более, что украинцы уже платят за необходимое топливо рыночную цену.
Роттердам или не-Роттердам?
Блокада подняла еще один щекотливый вопрос: сколько Украина вынуждена была платить боевикам. Напомним, еще с апреля 2016 года Национальная комиссия, которая осуществляет госрегулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ) утвердила рыночную методику расчета оптовой цены электроэнергии, базирующуюся на европейском индексе цен на уголь, – пресловутая формула “Роттердам+”. Повышение тарифов объяснялось представителями власти необходимостью выстраивать в стране энергонезависимость. Однако прошло время, цены на энергоресурсы для населения неоднократно повышались, а, как оказалось, об энергонезависимости речь не идет – Украина лишь наращивает поставки угля из “днр-лнр”, выделяя из бюджета миллиарды гривен. Причем, сколько мы за это платим, в Министерстве энергетики и угольной промышленности рассказать отказались, сославшись на тайну договоров.

Издание “Бизнес Центр”, проведя расследование, называет цифру в 10 миллиардов гривен, собранных сверх тарифных денег, – ими власть обещала обеспечить угольную независимость страны от зоны АТО, но деньги были собраны, а независимость так и не наступила.
“Що ви називаєте “договорнячком”? Так, а я вважаю, що якщо той же Ахметов підкупив якусь сепаратистську банду і витягує звідти вугілля в Україну, і знов-таки наповнює державний бюджет, я вважаю, що це добре”, – поделилась своим виденьем ситуации народный депутат Украины Татьяна Черновол, общаясь с ведущим Романом Скрыпиным.
Действительно, по сути, на данный момент у властной верхушки одним из главных аргументов, оправдывающих торговлю с боевиками, выступает то, что предприятия, работающие на оккупированной территории, платят налоги в украинский бюджет. Вместе с тем, очевидно, что проконтролировать, насколько эти налоги уплачиваются правильно, сколько реально денег идет на уголь, какой процент украинских бюджетных средств оседает в карманах боевиков, каждый день убивающих украинцев, и о чем именно договорились представители власти Украины с террористами и их российскими кураторами, не представляется возможным.
Но благодаря “Прозорро” можно узнать, во сколько нам обходится схема “Роттердам” местного разлива.
2000+ за тонну для “Укразалізниці”
В системе “Прозорро” можно найти множество договоров, заключенных на поставки угля. Часто тендеры на большие суммы проводит и ПАО “Укрзалізниця”, принадлежащее государству. Ряд контрактов указывает на то, что различные филиалы “Укрзалізниці” регулярно покупают уголь на оккупированных территориях, зачастую через прокладки, что значительно увеличивает стоимость угля. Есть у акционерного общества и свои “любимчики”, часто побеждающие с минимальным перевесом.
Так, в январе 2017 года региональный филиал “Одесской залізниці” объявил тендер на закупку 1000 тонн угля с изначальной ценой почти 3 миллиона гривен.
Подались на тендер три компании с разницей в предложенной цене всего несколько тысяч гривен. Заказчик наиболее дешевое предложение отклонил, а договор подписал с ООО “Ос-Нова 2007”. В заключенном 3 марта договоре указывается, что производителем угля для “Укрзалізниці” выступает ЧП “Углесорт” с пропиской в Дружковке.
Однако этот юридический адрес компания получила не так давно – согласно системе Youcontrol, до мая 2015 года ЧП “Углесорт” было зарегистрировано в Донецке, более того, за собственником фирмы, которая специализируется на продаже топлива, а не его добыче, есть еще одно предприятие ООО “Антрацитдон” с пропиской уже в оккупированном Донецке.
И именно это общество с ограниченной ответственностью и добывает каменный уголь, если верить КВЭДам.
Но “Укрзалізницю” этот факт не смущает – бюджетные деньги идут нескольким компаниям-прокладкам, тонна угля превышает 2600 гривен.
ООО “Ос-Нова 2007”, через которое, очевидно, компании из оккупированных территорий и ведут свою деятельность в Украине, выигрывая многомиллионные тендеры, подписало и с другими филиалами “Укрзалізниці” не один договор.
Так, в феврале 2017 года компания заключила договор на 1050 тонн угля за 2,564 миллиона гривен. Поставлять уголь будет уже знакомое ЧП “Углесорт”.
К слову, ООО “Ос-Нова 2007” с уставным капиталом всего 128,750 тысяч гривен только в 2017 году навыигрывало тендеров почти на 22 миллиона гривен, 2016-м – на 26,5 миллионов гривен. Меньше бюджетных денег компания получила в позапрошлом году – 9,261 миллион гривен.
Можно предположить, что торговля с оккупированными территориями в Украине не затихала все время проведения антитеррористической операции, а деньги наверняка идут, в том числе на поддержание режима боевиков и продолжение оккупации.
В начале года “Одесская залізниця” разыграла еще один лот на покупку 1200 тонн угля. Победителем вышло ЧП “Сев-Сервис 2000” с предложением 2,369 миллионов гривен, а вот поставлять уголь будет другая компания – ООО “Обогатительная фабрика №105” с пропиской в пгт Цукурино Донецкой области.
Да только изначально данное общество с ограниченной ответственностью было зарегистрировано в оккупированном Донецке, а за его руководителем неким Сергеем Сивцовым значится еще одно предприятие – ПАО “Обогатительная фабрика “Калининская” в оккупированной Горловке.
Можно предположить, что уголь и в этом случае Украина закупает, работая, по сути, “в связке” с террористами и пророссийскими боевиками.
Важно также отметить, что ООО “Обогатительная фабрика №105”, работая по схеме через прокладки и напрямую, навыигрывало немало тендеров – в 2016 году на 42 миллиона гривен, в позапрошлом на 85,5 миллионов гривен. При этом, уставной капитал компании всего 200 тысяч гривен.
Отдельно необходимо сказать и о ЧП “Сев-Сервис 2000”. Так, уставной капитал компании всего 100 гривен, что не стало препятствием для предприятия регулярно выигрывать тендеры еще с 2012 года.
В течение всего нескольких месяцев 2017 года ЧП выиграло более 7,3 миллионов гривен. При этом компания прошла уже не через один суд, в том числе “засветившись в деле” поставок некачественного угля по завышенной цене и сотрудничества с террористическими организациями “днр” и “лнр”.
И подобных договоров только “Укрзалізниці” можно найти десятки. Выходит странная ситуация: с одной стороны, Украина воюет уже почти три года, признавая “Донецкую народную республику” и “Луганскую народную республику” террористическими организациями, поднимая тарифы для населения, прикрываясь необходимостью энергетической независимости, с другой – выделяет сотни бюджетных средств на закупку угля, добываемого на шахтах неконтролируемых территорий. При этом интернет пестрит множеством предложений продажи угля из “днр-лнр” по гораздо более низкой цене, нежели закупает Украина.

Да и блокада оккупированных территорий, введенная решением СНБО совсем недавно, призвана, по словам главы ведомства Александра Турчинова, вернуть под украинскую юрисдикцию захваченные боевиками предприятия. Возможно, это сигнал о возобновлении действующего все время войны “договорняка”?
Елена Зигульская, для “Ні корупції!”